«Михаил Булгаков не сумел ни оценить гибели старого, ни понять строительства нового. Его частые идейные переоценки не стали поэтому источником большого художественного творчества… Булгаков вошёл в литературу с сознанием гибели своего класса и необходимости приспособления к новой жизни. Принял победу народа не с радостью, а с великой болью покорности.»
Литературная энциклопедия, 1930 г.
Один из самых горячо любимых писателей во всём мире – Михаил Афанасьевич Булгаков – прожил тревожную жизнь, ведь расцвет его писательского дарования пришелся на сложные годы. Честность Булгакова, с которой он запечатлевал особенности времени, повлияла на запрет его творчества в СССР. Рассказы и романы не печатали, пьесы снимали с репертуара. Не выдержав критики, Булгаков написал письмо правительству СССР от 28 март 1930 года. В нём он признавался, что писать «коммунистическую» пьесу, чтобы спастись от нищеты, он не будет, и просит принять во внимание, что невозможность писать для него равносильна погребению заживо, поэтому пусть «гуманная советская власть великодушно отпустит его из отчизны на свободу» или пусть назначат его на любую должность от режиссера до рабочего сцены в 1-й Художественный Театр – в лучшую школу, возглавляемую мастерами К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Через несколько дней Булгаков был зачислен в штат театра…
«Театральный роман или записки покойника»
Остроумный и трагический рассказ о закулисье самого значимого русского театра ХХ века – МХАТа и судьбе драматурга. Роман запечатлел характеры знаменитых писателей, театральных деятелей 1930-х – от Алексея Толстого, Станиславского и Немировича-Данченко до Ольги Книппер-Чеховой и Валентина Катаева. Булгаков не пощадил никого! И с присущими ему честностью и юмором рассказал о пути художественного произведения через сцену к зрителям.
«Иван Васильевич»
«Да перестаньте вы нервничать! Ну, Иоанн, ну, Грозный!..»
В 1973 году на советские экраны вышел художественный фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Блистательная комедия вошла в «Золотой фонд» отечественного кинематографа. И возможно вы не знали, что в основе сценария этого фильма пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Создатели картины перенесли действие из 1930-х годов в 1970-е, также они сместили смысловые акценты.
Оригинальная же пьеса после генеральной репетиции одноименного спектакля в 1936 году в присутствии партийных руководителей СССР была запрещена. При жизни автора произведение ни разу не печаталось.
Кстати, один из героев «Ивана Васильевича» Жорж Милославский подозрительно напоминает Коровьева. Черты характера жулика Жоржа впоследствии стали основой для образа бывшего регента.
«Дни Турбиных»
«Почему так часто ставят на сцене пьесы Булгакова? Потому, должно быть, что своих пьес, годных для постановки, не хватает. На безрыбье даже «Дни Турбиных» – рыба. Конечно, очень легко «критиковать» и требовать запрета в отношении непролетарской литературы. Но самое лёгкое нельзя считать самым хорошим. Что касается собственно пьесы «Дни Турбиных», то она не так уж плоха, ибо она даёт больше пользы, чем вреда. Не забудьте, что основное впечатление, остающееся у зрителя от этой пьесы, есть впечатление, благоприятное для большевиков: «если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав своё дело окончательно проигранным, – значит, большевики непобедимы, с ними, большевиками, ничего не поделаешь», «Дни Турбиных» есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма».
Из письма Сталина «Ответ Билль-Белоцерковскому» от 2 февраля 1929 года.
События пьесы происходят в конце 1918 – начале 1919 годов в Киеве в периоды: падение режима гетмана Скоропадского, приход Петлюры, захват города большевиками. На фоне постоянной смены власти происходит личная трагедия семьи Турбиных, ломаются основы старой жизни.
«Зойкина квартира»
Действие пьесы разворачивается в Москве в годы НЭПа. Тридцатипятилетняя Зоя открывает в собственной квартире швейную мастерскую. На самом деле это прикрытие – в Зоиной квартире организован дом свиданий. Зоя надеется заработать деньги, чтобы уехать во Францию, и поначалу её бизнес развивается весьма успешно… Однако череда событий приводит к убийству.
«Кабала святош»
Спустя два месяца после начала репетиций спектакля по пьесе Булгакова «Кабала святош» советская цензура закрыла постановку и запретила пьесу. Спустя полтора года – разрешила, внеся поправки в текст. Однако после премьеры театр был вынужден добровольно-принудительно спектакль, который прошел всего семь раз, закрыть.
Пьеса «Кабала святош» – это история Жана-Батиста Мольера и Короля-Солнце или, если рассуждать шире, история взаимодействия между властью и искусством.
«Книги Булгакова на Литрес: https://clck.ru/3DtDSo
Для читателей Центральной библиотеки подписка бесплатна.
А также вы можете заказать книгу с помощью портала МОё
https://clck.ru/3DtDSp..
Литературная энциклопедия, 1930 г.
Один из самых горячо любимых писателей во всём мире – Михаил Афанасьевич Булгаков – прожил тревожную жизнь, ведь расцвет его писательского дарования пришелся на сложные годы. Честность Булгакова, с которой он запечатлевал особенности времени, повлияла на запрет его творчества в СССР. Рассказы и романы не печатали, пьесы снимали с репертуара. Не выдержав критики, Булгаков написал письмо правительству СССР от 28 март 1930 года. В нём он признавался, что писать «коммунистическую» пьесу, чтобы спастись от нищеты, он не будет, и просит принять во внимание, что невозможность писать для него равносильна погребению заживо, поэтому пусть «гуманная советская власть великодушно отпустит его из отчизны на свободу» или пусть назначат его на любую должность от режиссера до рабочего сцены в 1-й Художественный Театр – в лучшую школу, возглавляемую мастерами К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Через несколько дней Булгаков был зачислен в штат театра…
«Театральный роман или записки покойника»
Остроумный и трагический рассказ о закулисье самого значимого русского театра ХХ века – МХАТа и судьбе драматурга. Роман запечатлел характеры знаменитых писателей, театральных деятелей 1930-х – от Алексея Толстого, Станиславского и Немировича-Данченко до Ольги Книппер-Чеховой и Валентина Катаева. Булгаков не пощадил никого! И с присущими ему честностью и юмором рассказал о пути художественного произведения через сцену к зрителям.
«Иван Васильевич»
«Да перестаньте вы нервничать! Ну, Иоанн, ну, Грозный!..»
В 1973 году на советские экраны вышел художественный фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Блистательная комедия вошла в «Золотой фонд» отечественного кинематографа. И возможно вы не знали, что в основе сценария этого фильма пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Создатели картины перенесли действие из 1930-х годов в 1970-е, также они сместили смысловые акценты.
Оригинальная же пьеса после генеральной репетиции одноименного спектакля в 1936 году в присутствии партийных руководителей СССР была запрещена. При жизни автора произведение ни разу не печаталось.
Кстати, один из героев «Ивана Васильевича» Жорж Милославский подозрительно напоминает Коровьева. Черты характера жулика Жоржа впоследствии стали основой для образа бывшего регента.
«Дни Турбиных»
«Почему так часто ставят на сцене пьесы Булгакова? Потому, должно быть, что своих пьес, годных для постановки, не хватает. На безрыбье даже «Дни Турбиных» – рыба. Конечно, очень легко «критиковать» и требовать запрета в отношении непролетарской литературы. Но самое лёгкое нельзя считать самым хорошим. Что касается собственно пьесы «Дни Турбиных», то она не так уж плоха, ибо она даёт больше пользы, чем вреда. Не забудьте, что основное впечатление, остающееся у зрителя от этой пьесы, есть впечатление, благоприятное для большевиков: «если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав своё дело окончательно проигранным, – значит, большевики непобедимы, с ними, большевиками, ничего не поделаешь», «Дни Турбиных» есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма».
Из письма Сталина «Ответ Билль-Белоцерковскому» от 2 февраля 1929 года.
События пьесы происходят в конце 1918 – начале 1919 годов в Киеве в периоды: падение режима гетмана Скоропадского, приход Петлюры, захват города большевиками. На фоне постоянной смены власти происходит личная трагедия семьи Турбиных, ломаются основы старой жизни.
«Зойкина квартира»
Действие пьесы разворачивается в Москве в годы НЭПа. Тридцатипятилетняя Зоя открывает в собственной квартире швейную мастерскую. На самом деле это прикрытие – в Зоиной квартире организован дом свиданий. Зоя надеется заработать деньги, чтобы уехать во Францию, и поначалу её бизнес развивается весьма успешно… Однако череда событий приводит к убийству.
«Кабала святош»
Спустя два месяца после начала репетиций спектакля по пьесе Булгакова «Кабала святош» советская цензура закрыла постановку и запретила пьесу. Спустя полтора года – разрешила, внеся поправки в текст. Однако после премьеры театр был вынужден добровольно-принудительно спектакль, который прошел всего семь раз, закрыть.
Пьеса «Кабала святош» – это история Жана-Батиста Мольера и Короля-Солнце или, если рассуждать шире, история взаимодействия между властью и искусством.
«Книги Булгакова на Литрес: https://clck.ru/3DtDSo
Для читателей Центральной библиотеки подписка бесплатна.
А также вы можете заказать книгу с помощью портала МОё
https://clck.ru/3DtDSp..